Дум-ме́тал (англ. doom metal, от doom — «рок», «гибель», «злая судьба») — музыкальное направление, экстремальный стиль метала.
Doom-metal - жесткая и тяжелая метал-музыка. Основа - классические инструменты метала: гитара(ры) бас и барабаны. Это музыка апокалипсическая, болезненная, как правило, весьма монотонная (особенно, если речь идет о традиционной groove-основе дума), медленная и далеко не всегда мелодичная. Строй гитар зачастую низкий, бас - качевый, риффы - грубые, встречаются характерные гитарные "пробуксовки", визжащие фидбэки, "угасающие" трели соло и.т.д.
Классический дум можно узнать по специфике звучания (развитие и утяжеление хард-рок начинаний Black Sabbath, Pentagram, Bedemon, отчасти - блюзовые элементы на фоне угнетающих гитар, грув (groove - рутина, зацикленость, определенный ритм), внезапные рок-н-ролльные ускорения и т.д.).
Что касается понятия doom/death, то это несколько иная тропа развития метала, при современном распорядке вещей, имеющая не очень много общего с традиционным думом и классическим дум-металом. Однако, это своеобразный экстремальный и оригинальный жанр.
Из музыкальных проектов направления doom-metal в России наиболее известны Black Sabbath, Candlemass, Reverend Bizarre, Krux и Cathedral.
Что касается направления doom/death, то в России наибольшую известность завоевали Paradise Lost, Anathema и My Dying Bride.
История дум-метала
История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение стиля (70-е годы), пик активности (80-е годы) и зарождение еще одного жанра - doom/death, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).
Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Pentagram, Blue Cheer, Black Widow. Однако именно первые альбомы Black Sabbath — «Black Sabbath», «Paranoid», «Master Of Reality», «Vol. 4», «Sabbath Bloody Sabbath», «Sabotage» — считаются классикой прото-дума.
Из современников Black Sabbath к основателям стиля можно отнести также группу Pentagram, совпавшую с Black Sabbath в формировании нового звучания.
Вслед за первооткрывателями в 1980-х гг. появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и Candlemass.
90-е годы ознаменованы появлением нескольких ответвлений традиционного doom-metal (таких как дроун дум (drone doom) и сладж/дум (sludge/doom)). Кроме того, появилось еще одно независимое metal-направление, вышедшее из замедленного death-metal, но нередко рассматриваемое параллельно с думом - дэт/дум. Музыканты открывают новое звучание — например, в новом направлении дэт/дум (Evoken, Winter, Disembowelment) можно заметить унаследованный от death, модифицированный и неторопливый риффаж (из-за которого, видимо, в название определения критики решили добавить слово "doom", ибо классический дум тоже отличается неторопливостью) и гроулинг, дроун дум (Earth, Sunn O)))) - своеобразный, ультразамедленный и "гулкий" вариант дума, фьюнерал-дум (Funeral, Thergothon, Skepticism, Shape of Despair, Esoteric) - ультразамедленный и видоизмененный doom/death с похоронной атмосферой. И сладж/дум (Grief и Eyehategod) - симбиоз традиционного дума (в духе тех же ранних Black Sabbath) и хардкора старой школы (типа Black Flag), естественно, с преобладанием первого
Соотношение дума и готик-метала
Многие путают дум-метал и готику. Ситуация осложняется тем, что часть метал-прессы бездумно относит большинство дум-групп к готик-металу, как и лейблы, которые неверно классифицируют дум-акты как готик-метал, и наоборот. Необходимо уяснить, что эти два жанра имеют очень мало общего между собой. В 80-ые гг. готика, будучи тёмной, депрессивной музыкой, основывалась на звучании таких групп, как Sisters of Mercy, Fields of the Nephilim и Bauhaus. Готическая субкультура зародилась и приобрела импульс в ответ на панковское, на новой волне романтического желания красоты. Единственное, что можно найти общего между готикой и дум-металом - это волнующая, меланхоличная атмосфера, тьма и (иногда) отчаяние. Если обобщить и упростить, то готика имеет более ярко выраженную тенденцию к танцевальному звучанию, тогда как дум-метал остается верным тяжелым гитарам и ударным. Проблема осложняется той легкостью, с которой весь метал с атмосферным влиянием с готовностью запихивают в рамки готик-метала. Готик-метал описывает более мягкую, мелодичную и романтическую сторону метала, в нем зачастую соединяется женский и мужской вокал (так называемый метал в стиле «красавица и чудовище»). В целом готик-команды не имеют ничего общего с дум-металом за исключением, пожалуй, романтичности и меланхолии.